Библиотекарь советует

Об исторических городах, поселках, селах Пермского края написана разнообразная литература, но предлагаемая серия книг «По городам и весям Прикамья» аналогов не имеет. Всего таких книг пять. В Майкорской библиотеке недавно появилась книга «Города-заводы». Это подробная картина своеобразия уральской горнозаводской цивилизации. Описания подготовлены на документальной основе и на широком фоне общероссийской истории и культуры. В книге много забытых или малоизвестных событий, фактов, имен.

Достоинство и в иллюстрированном богатстве, которое предстает в виде старых и новых фотографий, карт, схем, слайдов. Многие архивно-музейные предметы публикуются впервые.

Авторы книг – ученые Пермского национального исследовательского университета, много лет исследующие историю и культуру Урала.

Книга «Города-заводы» ждет своего читателя, а пока мне бы хотелось познакомить вас, уважаемые земляки с одной из статей книги.

«Строили церковь, сохранив её доминирующую роль…»

Храмостроительство.

Как уже отмечалось выше, в переписи Соликамского уезда 1678 г. Майкор был за­реплен в статусе погоста. С определением этого статуса в нем появляется деревянный храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Церковь упоминается в описа­нии с. Майкор в 1715 г. По словам очевидца, в конце XVIII в. ее разобрали «за ветхостью», и «от нее... остался один лишь престол, или, лучше сказать, место, где был престол» [Шишонко В. Н. Пермская летопись... - С. 603.]

В начале XIX в. владелец завода В. А. Всеволожский строит новую деревянную цер­ковь - Богоявленскую. Церковные престолы освящались поэтапно: Георгиевский в теплом приделе - в 1807 г., главный Богоявленский - в 1847 г. Во время освящения церкви колокольня отсутствовала, и колокола висели «на четырех крепко связанных столбах под деревянною кровлею».Только в 1861 г. к церкви пристраивают колокольню/

Объемно-композиционное построение храма традиционно: по одной линии пятигранная алтарная апсида, храмовая часть со световым барабаном, обширная трапезная, паперть и колокольня. Но строители умело и с большим вкусом преобразили традиционные формы. Служебные помещения возвели на каменном фундаменте и на высоком подклетном этаже с окнами и входом с северной стороны. Южный и северный фасады храма украсили шестью кирпичными колоннами с ионическими ордерами. Колонны установили на высоких кирпичных постаментах (на межэтажном уровне), а над ними сделали треуголь­ные фронтоны.

Колокольню поставили на высокий кирпичный фундамент, и за счет этого церковь приобрела внушительный вид. Четвериковую колокольню построили в четыре яруса. Ярус звона раскрыли на четыре стороны высокими арочными проемами, увенчав восьмигранным барабаном, шатром и крестом. В барабане устанавливались часы-куранты с четырьмя циферблатами.

Центральная часть храма была залита светом, льющимся из десяти арочных окон круглого барабана. Барабан завершался круглым куполом с миниатюрной главкой и крестом.

Богоявленская церковь была обшита тесом и покрашена серой краской. Углы акцентированы пилястрами, а барабан - полуколоннами. Крыша и купола покрывались железом и «окрашивались малахитом», купола украшались «вызолоченными звездками».

Внутренняя штукатурка была покрыта светло-голубой краской. Перед иконостасом установлены кирпичные колонны, которые в подклетном этаже опирались на каменную кладку. Пол поддерживали столбы из лиственницы. Он был в два слоя, из полубревен, между которыми засыпались земля и известь, перемешанные с мхом.

В 1891 г. прихожане обращаются к благочинному, а волостное правление - к владельцам завода Демидовым с просьбой построить в Майкоре каменный храм, т. к. деревянная Богоявленская церковь стала ветхой и маловместительной. В 1900 г., как сообщают «Пермские губернские ведомости», создается комитет по возведению нового здания. Комитет постановил собирать на храм ежегодно по одному рублю с каждой души. Предполагалось, что за год можно получить более 2 тыс. руб. Князь С. Е. Львов бесплатно предложил 100 кубометров бутового камня для фундамента. Тогда же было выбрано место между существующим храмом и женским училищем.

Проектировали храм архитекторы в г. Лейпциге. Начиналось строительство в 1901 г., но из-за финансовых трудностей растянулось надолго. Обычный кирпич изготовили на месте, а фигурный привезли из Екатеринбурга. Раствор готовили из извести с добавлением яиц и  рыбьей чешуи. К возведению храма привлекались пленные австрийцы 

В 1916-1917 гг.. возвели над высокой папертью колокольню в четыре яруса в неорусском стиле, завершив её шатром со слуховыми окнами, главкой и крестом.

Ясная и слаженная система пропорций колокольни, логичное композиционное соотношение всех ее частей, ажурный декор свидетельствуют о высоком вкусе заказчика и мастерстве строителей.

Каменная колокольня заставила по-новому зазвучать соседнюю деревянную Богоявленскую церковь. Вместе они создали внушительный архитектурный ансамбль, который стал неотъемлемой частью культурного ландшафта Майкора. Оба храма как бы вырастали над заводом, зрительно продолжая взлет обрывистого берега Иньвы.

Все остальные объемы каменного храма - трапезная, храмовая часть, боковые приделы, три апсиды - остались недостроенными. Вдобавок к этому в 1930-е гг. оставили без шатра, главы и креста колокольню, хотя и в таком виде она выглядит привлекательно.

Богоявленская церковь дошла до нашего времени, но с большими утратами. Уже давно нет колокольни, барабана, главок. Колоннада, точнее, ее руины, сохранилась только с южной стороны.

Зная, каким был первоначальный вид церкви, нетрудно представить, насколько величественным был этот архитектурный объект. Нынешнее и будущие поколения людей не простят бездушного отношения к ней в 1930-е гг., когда были утрачены самые выразительные элементы. Искупить вину за содеянное можно лишь полным восстановлением церковного памятника.

И хочется закончить словами из этой же книги:  «Нет такой машины времени, которая бы перенесла нас  воочию в прошлое. Но есть инструмент, с помощью которого восстановить это прошлое все-таки возможно».

Небольшой экскурс в прошлое провела И.Давыдова

Posted by maikorlib Thursday, January 22, 2015 9:03:00 PM

ßíäåêñ.Ìåòðèêà